Бизнес в Содружестве Независимых Государств, Предпринимательство в СНГ, бизнес информация СНГ
Портал развития межрегионального и международного делового сотрудничества
  Поиск
Бизнес в Содружестве Независимых Государств, Предпринимательство в СНГ, бизнес информация СНГ
Rambler's Top100
Новости организаций
Лента новостей
Деловые предложения
Инвестиционные заявки
Продажа бизнеса
Деловые мероприятия
Предпринимательское право
Законодательство РФ
 Всего   В 2014г.
Терминов171182202
Запросов12788511734511
Новые термины:
Популярные запросы:
Последние запросы:
Узнать
Деловые ресурсы
Донецкая торгово-промышленная палата - региональное представительство ТПП Украины
Донецкая торгово-промышленная палата - региональное представительство ТПП Украины
Все ссылки

 Реклама
Вверх / Содружество независимых государств / Аналитика /

Кому и зачем нужен закон Украины "Об акционерных обществах"?
Количество акционерных обществ в Украине составляет около 32 тыс., из них 11 тыс. — открытые и почти 21 тыс. — закрытые. Они производят почти 75% валового внутреннего продукта страны. Именно в акционерных обществах сосредоточено свыше 60% промышленно-производственного потенциала Украины.

Действующий Закон «О хозяйственных обществах» 1991 года не обеспечивает элементарной защиты прав как крупных, так и мелких акционеров и не регулирует многие вопросы управления акционерными обществами, что приводит к многочисленным корпоративным конфликтам, негативно сказывающимся на финансовом положении и производственной деятельности предприятий. От этого страдает международный имидж Украины во всем мире.

Несовершенство и пробелы в действующем законодательстве усложняют нормальную работу крупных инвесторов, ставят их в зависимость от срывов общих собраний, судебной волокиты и прочих препятствий, которые чинятся со стороны других инвесторов.

Благодаря массовой приватизации большая часть населения Украины стала акционерами. И хотя количество граждан-акционеров постепенно уменьшается, по последним данным, почти треть населения страны (около 15 млн.) остается держателями акций. Неудовлетворительное состояние законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг и деятельность акционерных обществ, создает широкие возможности для безнаказанного нарушения прав мелких акционеров. Вместе с тем из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ граждане лишены практической возможности продать принадлежащие им ценные бумаги по справедливой цене.

Необходимость принятия закона «Об акционерных обществах» обусловлена также вступлением в действие с 1 января 2004 года Гражданского кодекса Украины, прямо предусматривающего существование в законодательстве Украины специального «акционерного» закона. Кодекс существенным образом меняет сложившиеся нормы, которые регулируют деятельность акционерных обществ, но детально не прописывает порядок их применения и содержит отсылки к специальному закону, которым должны конкретизироваться те или иные нормы.

Таким образом, принятие отдельного закона об акционерных обществах приобретает не только актуальность, но и обязательный характер. Вместе с тем оно создает правовые предпосылки для максимально возможной гармонизации интересов различных категорий участников корпоративных отношений: государства, крупных и мелких акционеров, членов трудового коллектива и менеджмента, населения в целом.

Остановимся на интересах в принятии закона каждого из участников системы корпоративных отношений.

Интересы государства
Появление в корпоративном законодательстве нашей страны закона «Об акционерных обществах» будет иметь важное положительное влияние с учетом сразу нескольких обстоятельств.

1. Рост положительного имиджа Украины в мире будет способствовать экономическому развитию страны, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, дальнейшему признанию Украины как страны с рыночной экономикой.

2. Дальнейшая адаптация отечественного законодательства к законодательству европейского сообщества, что особенно актуально с учетом вступления Украины в ВТО и переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли и заключении углубленного соглашения.

3. Необходимость принятия специального закона «Об акционерных обществах» отмечают все без исключения международные эксперты, приезжающие в Украину, в частности эксперты Всемирного банка, Международ­ного валютного фонда, Европейской комиссии. Потому принятие закона, который будет отвечать лучшей мировой практике корпоративного управления, прежде всего стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, повысит в глазах наших партнеров авторитет Украины как страны, выполняющей взятые на себя обязательства.

4. Проект закона «Об акционерных обществах», направленный на улучшение в Украине инвестиционного климата, будет поощрять как внутренних, так и внешних инвесторов, а следовательно, стимулировать реинвестирование полученных доходов в экономику страны, а не вложение инвестиций за ее пределами.

5. Привлекательность вложений в акции и защита акционеров будут способствовать росту капитализации акционерных обществ, что позитивно скажется на увеличении поступлений от приватизации.

6. Поскольку государство владеет пакетами акций многих акционерных обществ, положения проекта закона о защите прав акционеров направлены и на защиту прав и интересов государства как акционера, равноправного с другими держателями акций.

Интересы крупных инвесторов
Правовая защищенность акционеров, предусмотренная законом об акционерных обществах, отвечает и интересам крупных инвесторов, поскольку они:

— смогут защищать свои права и охраняемые законом интересы цивилизованными методами и будут меньше зависеть от конъюнктуры власти, политических предпочтений, административного влияния и т.д.;

— получат широкий доступ к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам, в частности накоплениям пенсионных фондов, вместе с расширением доступа их предприятий к традиционным видам заимствований (банковские кредиты, эмиссия облигаций и т.п.);

— оставляя за собой контрольный пакет акций, мажоритарные акционеры получат возможность привлечь на предприятия серьезных инвесторов, которые придут с готовностью, если их права будет защищать закон, а не договор, который можно признать недействительным в судебном порядке;

— получат защиту от недружественных поглощений, поскольку рост капитализации предприятий сделает такие приобретения дорогими и экономически невыгодными.

Интересы миноритарных акционеров, прежде всего населения
1. Урегулирование вопросов выплаты дивидендов.

Жалобы, поступающие от акционеров в различные государственные органы, прежде всего в Государствен­ную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, свидетельствуют, что в наибольшей степени акционеров беспокоит невыплата дивидендов.

Иногда акционеров не удовлетворяет непринятие общим собранием решения о выплате. Однако зачастую проблема состоит в невыплате уже начисленных дивидендов, затягивании (иногда на годы) сроков выплаты дивидендов некоторым категориям акционеров, выплате дивидендов продукцией, производящейся акционерным обществом и т.п.

Потому в отличие от действующего Закона «О хозяйственных обществах», согласно которому сроки и порядок выплаты дивидендов определяются уставом, предлагаемый закон «Об акционерных обществах» должен установить порядок, форму и предельный срок выплаты дивидендов непосредственно акционерам. В случае несоблюдения установленных требований по выплате дивидендов согласно решению собрания акционер сможет через суд добиваться защиты своих прав.

Урегулирование вопросов выплаты дивидендов будет способствовать и выполнению доходов госбюджета.

2. Установление порядка реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций дополнительной эмиссии.

Такое право и установленный законом «Об акционерных обществах» порядок его реализации позволит каждому акционеру приобретать дополнительно размещаемые акции пропорционально количеству уже принадлежащих ему акций, а следовательно, сохранить свою долю в уставном капитале общества.

В отличие от Закона «О хозяйст­венных обществах», который только декларирует преимущественное право акционеров на приобретение дополнительно выпущенных акций, законопроект «Об акционерных обществах» раскрывает содержание этого права и содержит детально прописанный механизм его реализации. Этот механизм также будет защищать государственные доли в акционерных обществах от размыва и обесценивания их стоимости.

3. Закрепление за акционером права «на несогласие» с решениями общего собрания акционеров, а также порядок его реализации.

Законопроект «Об акционерных обществах» предусматривает, что такое право будет возникать у акционера в тех случаях, когда решение общего собрания ущемляет его права, и когда этот акционер голосовал против принятия общим собранием такого решения.

Согласно закону, основанием для подачи акционером требования о выкупе обществом принадлежащих ему акций может быть решение о реорганизации общества или серьезные действия с имуществом общества, скажем, приобретение крупного (контрольного) пакета акций другим акционером. Так называемое право акционера на несогласие существует во многих странах мира.

4. Расширение круга вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.

К таким вопросам должно быть отнесено, в частности, принятие решений о выкупе обществом собственных акций, о совершении правовых действий на сумму, превышающую 25% стоимости активов общества. Это позволит акционерам более активно, чем сейчас, влиять на принятие важнейших решений относительно деятельности предприятия, в том числе в части определения судьбы имущества предприятия.

Вместе с тем многие вопросы должны быть отнесены к компетенции наблюдательного совета общества, в частности решение вопросов об: аннулировании акций или продаже ранее выкупленных обществом акций; о размещении и о выкупе обществом других ценных бумаг, кроме акций; об утверждении рыночной стоимости имущества в случаях, предусмотренных этим законом; о выборе аудитора общества, регистратора (депозитария) общества и т.п.

5. Усиление роли наблюдательного совета и обеспечение участия в нем представителей различных групп акционеров.

Согласно проекту закона «Об акционерных обществах», наблюдательный совет является органом, определяющим стратегическую политику общества и осуществляющим контроль за деятельностью исполнительного органа.

Действующий Закон «О хозяйственных обществах» оставляет определение полномочий наблюдательного совета на усмотрение устава, что позволяет не наделять совет, призванный представлять интересы акционеров в период между проведением общих собраний, реальными полномочиями. В противовес этому, закон «Об акционерных обществах» будет содержать перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции совета и не могут быть переданы исполнительному органу.

Следует иметь в виду, что эффективно защищать интересы акционеров наблюдательный совет может лишь в том случае, если его состав максимально отражает реальное распределение сил среди акционеров. Потому проект закона «Об акционерных обществах» предусматривает использование кумулятивного голосования при избрании членов наблюдательного совета, при котором количество акций, принадлежащих акционеру, умножается на количество мест в наблюдательном совете, и акционер получает право отдать все подсчитанные таким образом голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими претендентами. Такой порядок голосования позволит акционерам, не владеющим контрольным пакетом акций общества, иметь своего представителя в наблюдательном совете. Подобный порядок избрания совета наиболее эффективен для акционерных обществ с большим количеством акционеров и многочисленным советом.

Таким образом, благодаря усилению роли наблюдательного совета в будущем законе «Об акционерных обществах» и обеспечению представительства акционеров, владеющих средними по размеру пакетами акций, акционеры получат возможность более эффективно контролировать деятельность общества.

Пока же, с учетом и аргументом, приведенных в этой статье, профильный комитет Верховной Рады Украины по экономической политике, а также комитет по финансам и банковской деятельности завершают подготовку проекта закона «Об акционерных обществах» для его принятия во втором чтении и в целом. Будем надеяться, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, народные депутаты из разных политических лагерей смогут подняться над своими амбициями и интересами собственных политических партий и осенью примут столь необходимый для всей страны закон.

В противном случае ожидания государства, мажоритарных и миноритарных акционеров на установление цивилизованных и общепринятых правил игры под названием «корпоративное управление» останутся в Украине всего лишь мечтами.





/"Зеркало недели", № 29 (708) 9 — 15 августа 2008/

 
2 сентября 2014
Курс доллара США
Курс евро
Стоимость бивалютной корзины
Евро / Доллар США
СНГВсего   В 2014г.
Обращений11368825237279
Пользователей1284672892
Учебных часов84951719262
Попыток тестирования75391012450
Сдано тестов2638653718
К нам пришли:
Рамазанова А.Ф., 02.09.2014 06:55
Воронянский Е.А., 02.09.2014 00:30
Табаровская К.А., 01.09.2014 23:24
Анискина А.П., 01.09.2014 22:23
Ямурзина Е.А., 01.09.2014 21:57
Николаев Э.А., 01.09.2014 16:07
Мирзоян А.Г., 01.09.2014 15:42
Надольская Н.С., 01.09.2014 11:47
Мороз С.Н., 01.09.2014 11:25
Тимофеев А.Н., 01.09.2014 01:14
Тесты сдали:
Мратхузин И.В., 02.09.2014 04:48
Нефёдов А.А., 01.09.2014 19:37
Насекин М.В., 01.09.2014 18:38
Евсеев Ю.М., 01.09.2014 13:24
Юдина Н.В., 31.08.2014 18:52
Данилов А.С., 31.08.2014 14:03
Ивина Н.В., 31.08.2014 13:50
Тарамженин И.М., 31.08.2014 12:17
Левашов Е.Н., 31.08.2014 10:49
Тен С.В., 31.08.2014 07:12
Начать обучение
 Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Allmedia Rating
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Арт шоу
 · Безопасность
 · Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
Вся Россия
 · ВЭД
 · Госзаказ
 · Государственно-частное партнерство
 · Деловые контакты
 · Детский парк
Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Имидж
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
История в документах
 · ИТ и связь
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
 · Легпром
Лизинг
 · Маркетинг
 · Медицина
 · Мероприятия
 · Микрофинансирование
 · Мобильный кластер
 · Молодежь
Нанотехнологии
 · Наука
 · Недвижимость
 · Образовательный кластер
 · Охрана труда
 · Парламентаризм
 · Право
Пресс-релизы
 · Пресса
 · Продукция и услуги
 · Профсоюзы
 · Работа
 · Развитие
 · Рассылки
 · Реклама и PR
Ремесленничество
 · Рестораны
 · Росагробизнес
 · Русский язык
 · Саморегулирование
 · Система ММЦ
 · Словарь
Социум
 · Стиль
 · Страхование
 · Строительство и ремонт
 · Субконтрактация
 · ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
Торговля
 · Транспорт
 · Туризм
 · Факторинг
 · Финансовые рынки
 · Финансы для бизнеса
 · Фитнес
 · Франчайзинг
Экология
 · Энергетика
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейский АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Крымский ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
Уральский ФО
 · Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2006 - 2014 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"